Воскресенье, 19.05.2024, 08:05
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт Мажаевой Галины

Каталог файлов

Главная » Файлы » Мои файлы

Публичная презентация
[ Скачать с сервера (41.5 Kb) ] 19.06.2015, 17:13

 

ПУБЛИЧНАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ И МЕСТНОМУ СООБЩЕСТВУ РЕЗУЛЬТАТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

СВЕДЕНИЯ ОБ УЧИТЕЛЕ

 

1. Фамилия, имя, отчество: Мажаева Галина Александровна

 

2. Адрес постоянного места проживания учителя: 461837, Оренбургская область, Александровский район, пос. Романовский, ул. Речная, д.10, кв 2

 

3. Место работы: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Добринская средняя общеобразовательная школа»

 

4. Почтовый адрес образовательного учреждения, контактный телефон, факс, e-mail: 461837, Оренбургская область, Александровский район, пос. Романовский, ул. Центральная, д. 21; 8-(353)-59-25-3-14; pritok@bk.ru

 

5. Преподаваемый предмет: история, обществознание, русский язык, литература

 

6. Квалификационная категория учителя: первая

 

7. Стаж педагогической работы по специальности в образовательном учреждении: 24 года

 

Описание педагогического опыта учителя, отражающего сущность

его методической системы

 

Тема педагогического опыта: Использование инновационных образовательных технологий на основе их взаимосвязи в процессе обучения (технология педагогических мастерских, кейс-технологии в их взаимосвязи с информационно-коммуникационными технологиями).

Актуальность, практическая значимость опыта: В современном образовании при изменении требований социума к выпускникам (от знаний, умений и навыков – к компетентностям) учитель не может работать, применяя только традиционные методы обучения. Порядок аттестации педработников предполагает владение учителем современными образовательными технологиями и методиками и их эффективное применение в практической профессиональной деятельности. Введение ФГОС ООО ставит перед учителем средней школы задачу использования современных образовательных технологий в их взаимосвязи, что будет оптимально способствовать интеллектуальному, творческому и нравственному развитию обучающихся. Практическая значимость опыта заключается в пополнении методологической базы технологии педагогических мастерских, кейс-технологий и их внедрении в практику на основе взаимосвязи с ИКТ.

Источник возникновения опыта: Имеющиеся противоречия: а) формализованный характер организации образовательной среды в школе затрудняет возможность сделать ее сферой творческой реализации возможностей учителя и учащихся; б) несмотря на большое количество предлагаемых ииновационных технологий, далеко не все из них освоены учителями-практиками; мало востребованы технология педагогических мастерских, кейс-технологии; и хотя в  наш век информации все сферы деятельности человека – обучение, работа, досуг – пронизаны информационно-коммуникационными технологиями и учитель должен владеть ими в совершенстве, практика показывает, что не все учителя используют в своей работе возможности ИКТ; в) проблемой остаётся необходимость совершенствования методики преподавания за счёт оптимальной сочетаемости инновационных технологий с ИКТ для интенсивного и эффективного решения образовательных задач.

Идея и концепция изменений: Основная идея заключается в том, чтобы, имея стандартные учебники и программы, определить возможности адаптации и  использования приёмов кейс-технологии и технологии педагогических мастерских для повышения эффективности занятий и успешного формирования необходимых ученикам компетенций. Также необходимо изыскать новые возможности сочетания этих технологий с ИКТ для повышения результативности качества обучения.

Сущность методической системы: Изучение, исследование и осмысление теоретических аспектов кейс-технологии и технологии педагогических мастерских; отбор средств обучения, позволяющих осуществлять регуляцию обучающей и учебной деятельности по предмету, связанной с применением технологий в их взаимосвязи с ИКТ; планирование и осуществление практической деятельности, направленной на повышение профессиональной компетентности: планирование уроков с использованием современных образовательных технологий; работа по созданию электронных кейсов для учащихся; использование педагогической мастерской для решения проблемных вопросов ЕГЭ по русскому языку, истории, обществознанию; использование возможностей ИКТ для лучшей организации учебных и внеурочных занятий и методической работы.

Технология опыта: На теоретическом уровне знакомство с технологиями кейс-метода началось в 2009 г, его системное изучение включено в план самообразования в 2012 г.  Решение кейсов помогает развивать аналитическое мышление, провоцировать дискуссию, иллюстрировать несколько аспектов задания. Как правило, кейс имеет несколько решений, что соответствует подходу к выполнению заданий ЕГЭ при анализе деятельности исторической личности или при глубокой характеристике героев художественного произведения.

В 2012-2013 учебном году элементы кейс-технологии в сочетании с ИКТ стали применяться на индивидуальных занятиях с одарёнными детьми. Использовались кейсы различной степени сложности: первая – наличие практической ситуации и возможные пути её решения; вторая – существует некая практическая ситуация – необходимо самостоятельно найти ее решение; третья – наличествует практическая ситуация – необходимо определить проблему и найти пути ее решения.

С 2013-2014 учебного года элементы кейс-технологии применяются на уроках. В составлении и решении кейсов по возможности участвуют учащиеся с разным уровнем подготовленности, хотя основная работа проводится с сильными учащимися. Используются возможности интерактивной доски, например, для мониторинга работы всех учащихся одновременно либо для графического комментирования экранных изображений. Результат решения кейсов бывает представлен в виде презентации, защиты проекта, сочинения-миниатюры, устного выступления и так далее. Выяснилось, что решение кейсов наиболее эффективно в дистанционном обучении.

Теоретическая составляющая изучения технологии педагогических мастерских изучалась и осмыслялась в 2012-2013 учебном году, в том числе на курсах повышения квалификации. Одновременно были выявлены отдельные техники и элементы технологии, уже использовавшиеся в работе. С 2013-2014 учебного года основное внимание уделяется  практической части. Идеи технологии хорошо применимы при организации занятий кружка «Интеллектуал». Изучение мирового искусства идёт легче и интереснее, если есть мотивирующее на деятельность начало мастерской: задание вокруг слова, рисунка, предмета. Организуется работа с разнообразным материалом: словом, текстом, схемами и моделями, в том числе в электронных вариантах.  Используется работа в парах или группах с целью организации диалогового общения. Важно включение учащихся в рефлексивную деятельность: анализ своих чувств, мыслей, взглядов. При изучении содержательных вопросов особое внимание обращается на их понимание каждым ребенком с целью включенности знаний в личностный опыт.

В течение 2014-2015 учебного года года было подготовлено и проведено несколько уроков и занятий кружка, построенных на применении технологии педагогических мастерских; для улучшения восприятия учебного материала обучающимися использовались презентации, видеоролики, слайды и возможность работы с интерактивными вариантами заданий – онлайн-тестами, интерактивной доской.

Адресная направленность опыта: Данный опыт может быть полезен учителям истории и обществознания, русского языка и литературы, а также педагогам дополнительного образования.

Перспективность распространения, тиражируемость опыта: Предполагается выступление с материалом по применению кейс-метода на уровне региона (на научно-практической конференции, семинаре соответствующей тематики). В перспективе пополнение копилки уроков и размещение материала на учительских сайтах и порталах. Ссылки на публикуемый материал планируется размещать на сайтах РМО учителей истории и обществознания, русского языка и литературы, а также на своём персональном сайте и в социальных сетях mail.ru, Bконтакте. В следующем учебном году предполагается проведение мастер-класса по использованию технологии педагогических мастерских для учителей района.

 

Аннотация к методической разработке, раскрывающей основные позиции

 авторской методики

 

В соответствии с Концепцией Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы, одной из целью которой является обеспечение инновационного характера базового образования, ориентация на новые образовательные стандарты, важным становится поиск новых, более эффективных путей передачи знаний школьникам, пересмотр структуры традиционных уроков. В условиях внедрения ФГОС второго поколения вопрос о классификации школьных уроков приобретает особое значение. Предполагаемые сегодня подходы к классификации уроков еще не прошли проверку временем. Кроме того, некоторые из предполагаемых видов урока, по сути, являются частными разновидностями уже известных в науке и практике обучения типов урока. Тем не менее важно осознавать, что, применяя известные классификации уроков, которые вполне могут обеспечить реализацию концептуальных идей ФГОС второго поколения, следует качественно обновлять их содержание и методическое обеспечение.

В данных методических рекомендациях наряду с анализом классификации и организации современного урока предлагается использование такого активного метода обучения, как кейс-метод. Использование технологий данного метода нацелено на личностно-ориентированное, деятельностное обучение, способствует успешной реализации компетентностного подхода.

Настоящая работа призвана оказать помощь в первую очередь школьным учителям-практикам, преподающим историю и обществознание, которые стремятся к внедрению инновационных методов обучения в свою практику и готовы пересмотреть свои подходы к преподаванию.

Данные методические рекомендации основываются на идеях, изложенных в работах М.Н. Скаткина, В.В. Давыдова, А.В. Хуторского, М.В. Рыжакова, С.Е. Шишова и др., на идеях Концепции модернизации российского образования. Методические основы кейс-технологии описаны на основании работ В.В. Гузеева, Шимутиной Е.Н., Смоляниновой О.Г. Также в основу данных рекомендаций легли практические разработки учителей: Зинченко Е.А., учителя истории и обществознания МОБУ «СОШ № 1» города Белорецка, Зиняковой Е.В., учителя информатики МБОУ «Садовая СОШ» Суздальского района Владимирской области, Лукьянчиковой Е.В., учителя истории и обществознания МКОУ «Нижнемамонская СОШ № 2» с. Нижний Мамон Воронежской области. В рекомендациях имеются примеры кейсов, составленных автором, методические разработки уроков, проведённых Мажаевой Г.А. и её коллегами в рамках апробации данных методических рекомендаций.

Настоящие рекомендации могут быть использованы на проблемных уроках учителями, работающими по предметам «история» и «обществознание». Наиболее успешно кейс-технологии можно использовать на уроках получения знаний, когда нет однозначного ответа на поставленный вопрос, а есть несколько ответов, которые могут соперничать по степени истинности. Также решение кейсов можно применить на занятиях по подготовке к ЕГЭ, на экзамене и зачёте.

Кейс-метод можно использовать учителям не только в виде педагогического метода, но и в виде эффективного метода исследования для проектирования содержания, форм обучения истории и обществознания с целью развития методических компетенций и создания условий для успешной социализации учеников.

 

Результаты эффективного использования методической разработки

 в образовательном процессе

 

Повышение эффективности уроков и внеурочных занятий.

Повышение качества знаний по истории и обществознанию.

Повышение качества подготовки к ГИА: в 2012 г на ГИА по обществознанию качество знаний – 100%; в 2013 г на ГИА по обществознанию качество знаний – 100 %.

Повышение качества подготовки к ЕГЭ: в2012 г на ЕГЭ по обществознанию средний балл – 52 (высший – 63); в 2013 г на ЕГЭ по обществознанию средний балл – 77 (высший – 93).

Успешная работа кружка «Интеллектуал»: победа проекта «Моя родословная» в районном конкурсе детского литературного творчества «Рукописная книга»; активное участие кружковцев в конкурсе «Золотое руно» по МХК и регулярные 1 места в России (2011, 2012, 2013), 19 место в России в 2014 году, 61-62 места в регионе в 2015 году.

Использование методической разработки коллегами – учителями Александровского района в своей педагогической деятельности.

 

1.3. Наличие методических публикаций, отражающих отдельные элементы методической системы Претендента (в том числе докладов на научно-практических конференциях, семинарах)

 

Название методических публикаций, отражающих отдельные элементы методической системы Претендента

(в том числе докладов на научно-практических конференциях, семинарах)

Уровни

Опубликование на

Интернет-сайтах

(адрес сайта)

1

2

3

4

1

 

 

 

2

 

 

 

 

3

 

 

 

4

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

6

 

 

7

 

 

 

 

 

 

8

Разработка урока истории в 9 классе «Сталинградская битва» с применением элементов кейс-метода

 

Презентация для урока истории в 6 классе «История в библиотеке», спланированного с применением технологии педагогических мастерских

 

Разработка урока обществознания в 9 классе «Искусство» с элементами технологии педагогических мастерских  

 

Сообщение на тему «Анализ типичных ошибок учащихся по обществознанию и пути их устранения»

 

Доклад «Информационно-коммуникационные технологии на уроках истории и обществознания как средство формирования информационной компетентности учащихся среднего звена»

 

Доклад «Использование кейс-технологий на уроках литературы»

 

Доклад «Инновационные образовательные технологии (технология развития критического мышления через чтение и письмо, технология педагогических мастерских, кейс-технологии, дебаты, диалоговые формы обучения)»

 

Доклад «Межпредметные и внутрипредметные интеграционные связи на уроках русского языка»

+

 

 

 

+

 

 

 

 

+

 

 

 

+

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

+

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

+

 

 

 

 

 

 

+

 

 

+

 

 

 

 

 

 

+

 

 

http://kopilkaurokov.ru/istoriya/uroki/page=8?class=9&count=20

 

http://presentaci.ru/prezentacii-po-istorii/75699-istoriya-v-biblioteke.html

 

 

http://galina67.ucoz.net/

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

http://galina67.ucoz.net/

 

 

 

 

 

 

 

 

 

http://www.proshkolu.ru/user/gamazhaewa/file/5568805/

1 – муниципальный уровень; 2 – региональный уровень; 3 – федеральный уровень, 4 – международный уровень

 

1.4. Наличие объемных публикаций, содержащих последовательное изложение собственной методической системы, или диссертационного исследования

 

Название публикаций, содержащих последовательное изложение собственной методической системы Претендента

(в том числе учебных пособий, методических рекомендаций, монографий),

тема диссертационного исследования

Уровни

Опубликование на

Интернет-сайтах

(адрес сайта)

1

2

3

4

1

Методические рекомендации по организации урока в рамках системно-деятельностного подхода (на основе использования технологий кейс-метода)

+

 

 

 

http://hortiza-school.ucoz.ru/index/rmo_uchitelej_istorii_i_obshhestvoznanija/0-33

1 – муниципальный уровень; 2 – региональный уровень; 3 – федеральный уровень, 4 – международный уровень

1.5. Систематическая работа по распространению собственного педагогического опыта (регулярные мастер-классы, семинары, проведение занятий на курсах повышения квалификации, работа с молодыми коллегами), в том числе через Интернет:

 

На школьном уровне:

- в рамках работы ШМО ежегодное проведение открытых уроков с применением современных образовательных технологий;

- проведение в декабре 2012 г совместно с сельским Домом культуры внеклассного мероприятия «Награды России» с применением ИКТ;

- в декабре 2013 г проведение открытого внеклассного мероприятия «Кто хочет стать миллионером?»;

- подготовка и выпуск стенгазеты «Бригантина» в рамках Недели гуманитарного цикла на основе применения технологии педагогических мастерских и ИКТ;

- 1 сентября 2014 г проведение общешкольного урока на тему «Родина малая моя», основанного на применении элементов кейс-метода и ИКТ;

- разработка в течение 2014-2015 учебного года ряда уроков в 11 классе по истории с применением инновационных технологий («педагогические мастерские» и кейс-метод) в рамках совершенствования своей педагогической системы.

 

На муниципальном уровне:

- сообщение на тему «Анализ ошибок, которые наиболее часто допускают учащиеся по обществознанию, и пути их устранения», практический семинар на РМО учителей истории и обществознания, ноябрь 2012 г.

- открытый урок истории в 9 классе «Сталинградская битва» для руководителей школ района в ноябре 2012 г;

- открытый урок обществознания в 9 классе «Искусство» на РМО учителей истории и обществознания в феврале 2013 г,

- размещение видео урока обществознания в 9 классе «Искусство» в методической копилке РОО;

- подготовка презентации для проведения урока истории в 6 классе совместно со школьной библиотекой «История в библиотеке» в феврале 2013 г, спланированного с применением технологии педагогических мастерских;

- представление дидактических материалов по русскому языку для медиаурока по теме «Лексика. Фразеология. Лексикография» на РМО учителей русского языка и литературы в марте 2014 г;

- выступление на заседании РМО учителей русского языка и литературы с докладом по теме «Использование кейс-технологий на уроках литературы»;

- представление на районном семинаре методического объединения учителей истории и обществознания разработанных методических рекомендаций по структуре современного урока на основе использования современных образовательных технологий (кейс-технологий) в марте 2015 г (в виде доклада-презентации и печатной продукции - брошюры «Методические рекомендации по организации урока в рамках системно-деятельностного подхода (на основе использования технологий кейс-метода)», растиражированной в количестве 10 экземпляров для учителей района).

 

На региональном уровне:

- подготовка исследовательской работы и выступление с докладом по теме «ИКТ на уроках истории и обществознания как средство формирования информационной компетентности учащихся среднего звена» в октябре 2011 г на КБПК по истории и обществознанию;

- подготовка двух исследовательских работ и выступление с докладами по темам «Использование кейс-технологий на уроках литературы» и «Инновационные образовательные технологии (технология развития критического мышления через чтение и письмо, технология педагогических мастерских, кейс-технологии, дебаты, диалоговые формы обучения)» в январе 2014 г на КБПК по русскому языку и литературе.

 

На федеральном уровне:

активное распространение опыта через Интернет:

- работа с описанием достоинства кейс-метода и возможностей его использования на уроках литературы выставлена на персональном сайте http://galina67.ucoz.net/;

- презентация к уроку истории в 6 классе «История в библиотеке» размещена на сайте  http://presentaci.ru/;

- размещение на сайте РМО учителей истории и обществознания методических рекомендаций по структуре современного урока (в рамках апробации методической разработки) по адресу http://hortiza-school.ucoz.ru/index/kontrolnye_raboty/0-38;

- разработка урока «Сталинградская битва» размещена на сайте http://kopilkaurokov.ru/istoriya/uroki/page=8?class=9&count=20;

- методическая разработка урока «Лексика, фразеология, лексикография» опубликована в социальной сети взаимовыручки учителей InfoUrok.RU http://infourok.ru/material.html?mid=35026;

- исследовательская работа по теме «Межпредметные и внутрипредметные связи на уроках русского языка» и дополнительный материал по внеклассной работе «Это интересно – самые длинные слова» размещены в интернет-портале ProШколу.ru на личной странице http://www.proshkolu.ru/user/gamazhaewa/file/5568805/;

- методическая копилка для летнего лагеря дневного пребывания, в которой есть мероприятия, разработанные по технологии «педагогическая мастерская», размещена на сайте Infourok  по адресу http://infourok.ru/klassnomu-rukovoditelju.html, 1350-я страница;

- авторская публикация творческой презентации к уроку в Сетевом издании «Образование: эффективность, качество, инновации», электронном методическом журнале для педагогических работников, зарегистрирован в Роскомнадзоре ЭЛ № ФС 77 – 60406 от 29.12.2014 г., по адресу http://effektiko.ru/journal/2015-2/fgos-presents/mazhaeva-galina-aleksandrovna.

 

1.5. Наличие последователей – коллег, работающих по методической системе учителя или активно использующих отдельные её элементы

 

Методическая разработка «Методические рекомендации по организации урока в рамках системно-деятельностного подхода (на основе использования технологий кейс-метода)» прошла экспертизу на заседании РМО учителей истории и обществознания и успешно апробируется учителями Александрвского района: Назаровой Л.Н. (МБОУ «Хортицкая СОШ»), Сарбаевой Р.Р. (МБОУ «Исянгильдиновская СОШ»).

Кроме того, элементы методической системы (кейсы по литературе) используют в своей работе коллеги по школе – учителя Драгайцева О.К., Ситникова Т.С., Пучихина Н.Н..

Все материалы, размещённые в сети Интернет, востребованы учителями России.

 

Категория: Мои файлы | Добавил: galina
Просмотров: 1524 | Загрузок: 28 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Категории раздела
Вход на сайт
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0